Общество

Промышленное форелеводство убивает карельские озера

В прошедшую пятницу министр сельского и рыбного хозяйства Карелии Владимир Лабинов не нашел общего языка с жителями деревни Ватнаволок. Карелы категорически против промышленного разведения форели близ деревни.

Бунт в Ватнаволоке начался 1 и 4 августа. Жители деревни провели два собрания и заявили, что не согласны на размещение садков для выращивания красной рыбы вблизи деревни, собрали подписи и направили официальные письма главе республики, в прокуратуру и в федеральные ведомства. Артур Парфенчиков отправил в деревню своего министра, чтобы успокоить людей и разобраться в ситуации, но разговор не задался. Разгорелся скандал. Министр Лабинов назвал активистов провокаторами, а местные жители предложили Лабинову попить воды с червяками из озера. Накануне вода в Большой Лижемской губе Онежского озера приобрела желто-зелено-красный цвет. Причем, фракции не смешивались, а плавали пятнами. Пить министр отказался.

— На сегодняшний день порядка 60-70% форели на российских прилавках из Карелии. А для республики такие промышленные масштабы становятся настоящей экологической катастрофой. Это не преувеличение. Власть говорит о том, что Карелии необходимо развивать и стабилизировать экономику, поэтому всячески поощряет развитие форелеводства. На деле же оказывается, что промысел становится диким и не контролируемым. Озера Карелии буквально гибнут за несколько лет. Уже есть масса примеров. Так что, жителей Ватнаволока понять можно. Они намерены «стоять насмерть», а власть намерена заселить туда инвесторов любыми правдами и неправдами, — рассказывает о ситуации Валерий Таборов, коренной житель Карелии, член Общественной Палаты, руководитель регионального ДОСААФ.

Форелевые бунты в республике назревали давно. На прошлой неделе даже сами форелеводы обратились к главе республики и кандидатам в депутаты с просьбой внести изменения в федеральное законодательство. Существующие правила никак не регламентируют и не ограничивают объем производства относительно объема водоемов, что неминуемо приводит к колоссальному загрязнению окружающей среды и фактической гибели озер.

Есть и другие предпосылки к главной промышленной войне в республике. Например, никто и никак не контролирует количество и качество корма для форели, откуда его привозят, есть ли в нем ГМО и красители? Следующая глобальная проблема — отходы производства. По оценкам экспертов, республика Карелия производит ежегодно порядка 25 тысяч тонн рыбы. Приблизительно 20 % этого объема идет в отходы. Это 100 вагонов по 50 тонн. И весь этот объем утилизируется на территории республики, но где именно – не знают даже эксперты.

Официальных данных нет, четких правил – тоже. Есть только медленно раздувающийся скандал и огромное социальное напряжение жителей деревень, готовых «стоять насмерть».