Общество

Об экспонатах выставки семейных реликвий «Хранители времён» рассказала дочь маршала Конева

Накануне открытия выставки семейных реликвий «Хранители времён», «Ветеранские вести» по беседовали с дочерью маршала И.С.Конева, Президентом Фонда памяти полководцев Победы, доцентом Военного университета Министерства обороны РФ Наталией Ивановной Коневой. Текст интервью опубликован на сайте издания.

Зачем мы ходим в музеи? Этот вопрос становится все менее странным – настолько, насколько быстро и уверенно новые технологии отвоевывают себе позиции в повседневной жизни. Зачем куда-то ходить, можно просто взять гаджет и посмотреть всё, что интересно? Эпоха ковида внесла свои коррективы, практически уведя людей в онлайн. Удобно? Да, никуда не надо ходить, вся информация – с доставкой на дом. Однако, как только музеи открыли двери, в них хлынул народ.

Психологи объясняют этот феномен достаточно просто: мы ходим в музеи, театры, посещаем мероприятия, так как нам нужны ощущения, которые человек не может получить в виртуальном мире. Ему необходимо живое общение, чтобы почувствовать энергетику собеседника, события, духа эпохи. Более того: сеть полна фейками, которые не всегда можно распознать, но всё, что мы можем потрогать, увидеть своими глазами, вызывает у нас не только больше эмоций, но и больше доверия. Об этих феноменах и тенденциях мы беседовали с дочерью маршала И.С.Конева, Президентом Фонда памяти полководцев Победы, доцентом Военного университета Министерства обороны РФ Наталией Ивановной Коневой.

Разговор состоялся в связи с тем, что с 23 апреля по 23 мая в Государственном центральном музее современной истории России (ул. Тверская 21, бывший Музей Революции) пройдет выставка семейных реликвий «Хранители времён», организованная Региональной общественной организацией поддержки ветеранов военной службы «Офицерский клуб» в рамках проекта «Моя семья. Моя Москва. Моя Россия», победившего в Конкурсе грантов Мэра Москвы.

Официальными партнёрами проекта выступили Фонд памяти полководцев Победы и МООО «Центр социальных инициатив», информационными партнёрами — ИА «Ветеранские вести» и Международный Медиа-холдинг Veterans News.

Выставка уникальная: здесь представлены подлинные предметы – семейные реликвии, бережно сохраненные потомками участников и свидетелей знаковых для страны событий – русско-японской и Первой мировой войн, Великой Отечественной войны, первого полета человека в Космос.

— Наталия Ивановна, в последнее время интерес молодежи к историческим событиям, в частности, к истории Великой Отечественной войны растет. Без сомнения, это положительный момент, но здесь явно есть и «подводные камни».

— Мы сейчас живем в особую эпоху, которую в какой-то мере можно назвать «эпохой отражений», потому что люди, которые были участниками или же свидетелями исторических событий, постепенно уходят из жизни или не очень хорошо себя чувствуют. Поэтому мы узнаем о каких-то важных деталях, гранях этих драматических для нашей страны событий по книгам, фильмам, выставкам, артефактам. В поисках ностальгических настроений люди нередко участвуют в реконструкции событий. Мы в игровой форме погружаемся в эпоху Ватерлоо и Аустерлица, Бородино, битвы за Москву, и сегодня это стало модным явлением нашей современной жизни.

Современные певцы, актеры используют платья, костюмы, форму людей, которые когда-то выступали на сцене – например, Шульженко, Утесова, Руслановой – и исполняют песни, которые те когда-то пели. Но получается как бы вторичный продукт. Он, конечно, может быть даже очень качественным. Но всё равно это нечто вторичное. Мы узнаем о фактах через посредничество. В этой связи, я думаю, что «эпоха отражений» заставляет нас очень тщательно, с пристальным вниманием относиться именно к подлинным историческим свидетельствам – фотографиям, письмам, кинохронике, предметам быта.

— В чем Вы видите миссию работы Фонда памяти полководцев Победы и, в частности, его участия в выставке «Хранители времён»?

— Мне кажется, что в «продвинутом» слое наших людей, которые всё-таки чем-то интересуются, а не просто склонны смотреть TikTok, чтобы посмеяться или пустить слезу, желание подлинности есть. Посмотрите, какое мощное движение сейчас происходит в нашем внутреннем туризме. Очень много людей ездят по довольно редким маршрутам, ищут подлинные объекты, зачастую там, где есть пока только разруха, но сохранились, к примеру, образцы деревянного зодчества или фрески XII века. Движение к подлинности есть. И выставка, которая называется «Хранители времён» и посвящена семейным реликвиям, — это и есть путешествие в подлинность, в аутентичность.

Там мы увидим подлинный мундир Маршала Польши, который когда-то носил К.К.Рокоссовский. Это не просто подлинная вещь, через него я чувствую дыхание эпохи. Все помнят К.К.Рокоссовского на Параде Победы, но менее известен факт, когда по решению Сталина в 1949 году К.К.Рокоссовский был направлен в Польшу и занимался становлением Народной армии Польши.

В экспозиции есть письменный прибор маршала К.А.Мерецкова, который он использовал ежедневно, есть удивительные вещи из семьи Г.К.Жукова, предоставленные его дочерью Эрой Георгиевной. Она отдала нам вышивки, которые делали жены офицеров, когда Г.К.Жуков был еще молодым командиром в Белорусском военном округе. Это был досуг для жен командиров, вынужденных кочевать по гарнизонам за своими мужьями. Интересна и подборка фотографий: это не те привычные для нас портреты маршалов в официальной обстановке, к которым мы привыкли, а домашние, семейные фото, где все эмоции естественны, где видна живая жизнь. Например, портрет жены Г.К.Жукова Александры Диевны Зуйковой, когда она еще не была Жуковой – молодой, такой, какой ее увидел и полюбил будущий маршал.

— Особенностью выставки, как и всего проекта, стало то, что здесь мы увидим вещи не только известных лиц, но и предметы из семейных коллекций обычных людей.

— На выставке есть много вещей, принадлежащих обычным семьям. В этом — суть проекта. Каждый человек, который представляет то поколение, для нас – абсолютная драгоценность. В экспозиции есть салфеточки, вилочки, ложечки, рукоделие, фото, награды – предметы, которые берегли и хранили наши дедушки и бабушки, наши родители. Это очень важная часть, потому что каждая вещь на этой выставке – это семейная реликвия, ещё один штрих к портрету того поколения.

Это особое поколение – очень простое, очень естественное, которое свой героизм никогда не выпячивало. Я каждый раз, когда говорю об этом, подчеркиваю, что эти люди имели такие качества, которые просыпаются и выходят на первый план в тот момент, когда человек оказывается на рубеже. Потому что для них 1941-й – это рубеж. Они должны были встать и пойти защищать Родину. И большинство так и сделали.

Это люди, которые могли бы остаться в тылу, это люди которые были уже не молоды или, наоборот, слишком юны. Они пополнили ряды народного ополчения, оказались на самых жарких рубежах. Это и наши невероятные по силе духа женщины и дети, которые работали на станках, вносили свой вклад в Победу. И они, действительно, сделали огромное дело, потому что тыл должен был снабжать фронт всем, начиная от питания, и заканчивая вооружением и амуницией. Были и те (и мы не можем забывать об этом), кто за время войны пережил такие страдания, что старались вычеркнуть эти годы из памяти. Это и жертвы оккупации, и жертвы концлагерей, и жертвы насилия – много разных тяжелых моментов было в военной жизни.

Но все-таки основной пласт – это люди, которые хотели помнить сами и передали эту память своим потомкам. Они очень дорожили своим прошлым, сохранили многие вещи. А потомки принесли на выставку все то, что они берегли. Палитра участников – самая широкая и разнообразная. Да, часть этой коллекции предоставили семьи известных военачальников. Но маршалы – тоже солдаты. Мой отец воспринимал себя как отец многих, он нес за них ответственность, и это не лукавство. Командирам надо было думать не только о том, как поднять солдат в наступление и выгнать врага с оккупированных территорий, но и как беречь людей, довести их до Победы. Поэтому в письмах, которые посылали маршалам рядовые солдаты и офицеры, они пишут: «Вы для нас – батя». У меня есть целые коробки таких писем, я чувствую, что таким образом я связана с жизнью многих других людей, и я должна о них рассказать. Я стараюсь это делать и собирать все, что могу. Поэтому мы сразу откликнулись на предложение участвовать в этой выставке. И мобилизовали силы и ресурсы, чтобы сделать её как можно более интересной.

— Как Вы думаете, зачем все-таки люди ходят в музеи?

— Мне кажется, мы ищем там главное – мы ищем себя. А для этого мы должны встретиться со своим прошлым. Сейчас наступило такое время, когда правнуки, которые никогда не видели своих прадедов, во многом благодаря общественному климату, таким движениям, как «Бессмертный полк», и многим другим событиям, интересуются той эпохой. В городах стараются возродить из пепла какие-то исторические памятники. Замечательно, что мы собираемся всем миром это делать, пытаемся беречь то, что осталось, и страшно негодуем, когда уничтожается или оскверняется что-то. С вандализмом и равнодушием надо бороться.

Все это начинается с семьи, потому что именно в семье очень важно сохранить климат уважения к людям старшего поколения, когда не допускается возможность прикрикнуть на них, повысить голос, воспитывается умение прощать им какие-то неловкие моменты, связанные с возрастом. Мы сегодня смотрим с любованием на портреты героев 1812-го года: нам нравятся прекрасные молодые воины, которые сражались против армии Наполеона, мы очарованы прекрасными женщинами XIX века, которые выглядели феями и волшебницами для воинов, идущих умирать за Родину. Мы всматриваемся в их лица, любуемся, ищем наши корни в изображениях воинов, рыцарей, богатырей далеких эпох. Мы подходим к этому с чувством любопытства, любознательности, потому что иногда со временем теряется тонкая, связывающая эпохи, нить. Но все равно мы остаемся с этим ощущением поиска себя в данной парадигме. Потому что любой народ, который хочет быть не колонией, а суверенным народом, ищет для себя базу для этой суверенности.

В культуре, в том числе, в победных сражениях за свое Отечество, которые народ вел, не желая прозябать под чужим сапогом. Вот это, мне кажется, — важная часть сегодняшней жизни. Желание познать прошлое очень активизируется. Позволю себе сравнение с оттенком исторического хулиганства. Когда-то античные времена стали любовью для людей, живущих в эпоху Ренессанса. Они начали интересоваться предметами античности — монетами, статуями, рукописями, вазами — и увидели в них для себя нечто важное. Так началась эпоха Возрождения. Хочется задать себе такой вопрос: мы изучаем факты истории, мы коллекционируем, при этом мы чувствуем себя не только продолжателями, но и исследователями в поисках чего-то совсем нового. Не создаем ли и мы сейчас, вглядываясь в эпическое прошлое, тот самый новый Ренессанс?

Екатерина Барнаулова

Фото:

Н.И.Конева у портрета отца И.С.Конева с веткой сирени сорта Маршал Конев.

Вся семья. Конец 60-х гг., на крыльце государственой дачи, Иван Степанович и Антонина Васильевна Коневы с дочерью Наталией.

Коневы И.С и А.В. на отдыхе в Карловых Варах.1946 г..

И.С.Конев с дочерью Наталией в Германии, 1962 год, где Конев командовал Группой советских войск в годы кризиса вокруг Западного Берлина.