Общество

К проекту «Инженеры Победы» присоединились пензенские инженеры-железнодорожники

В рамках проекта «Инженеры победы» Фестиваль «От Винта!», действующий под эгидой министерства промышленности и торговли России, продолжает сбор и систематизацию данных о деятельности предприятий, трудовых и научных коллективов Советского Союза и стран антигитлеровской коалиции в годы Второй Мировой войны. Об этом сообщают организаторы проекта, представившие работу Анны Рехачевой, менеджера бюро по связям с общественностью АО «ППО ЭВТ им. В.А. Ревунова», сотрудника пресс-службы Пензенского регионального отделения Союза машиностроителей России, в которой подробно рассматривается деятельность пензенских инженеров-железнодорожников по созданию бронепоездов.

Фото: Инженеры Победы

В августе 1941 г. Пензенский обком ВКП(б) поставил перед инженером паровозного депо станции Пенза-1 Николаем Кузьмичем Безруковым (в последующем руководителем работ) задачу — силами паровозоремонтных мастерских и депо станции Пенза-1 построить бронепоезд.

Выполнять поставленную задачу инженеры должны были фактически «с нуля», так как для постройки не было никакой технической документации, а в соответствии с графиком работ на подготовительные операции отводилось всего семь дней. За это время нужно было разработать техническую документацию, заготовить материалы и т. д. Николай Безруков: «Выполнить его за неделю было немыслимо. Однако ненависть к фашистам была так велика, что мы перешли на казарменное положение».

Вскоре выяснилось, что на станции Пенза-I стоит бронепоезд, осмотр которого значительно облегчил проектирование, но было решено не просто повторить конструкцию, а существенно ее улучшить.

«С первых дней войны деповцы проявляли неустанную заботу об усилении вооружения частей Красной Армии. Ещё в июле у них зародилась мысль построить собственными силами бронепоезд «Смерть фашизму» и направить его на Юго-Западный фронт», –  из книги А.В. Сальникова «Путь в 100 лет», 1973 г.

Многие из работников депо за ударный труд были удостоены государственных наград. Трудно выделить кого-либо, но особо отличился бригадир заготовительного цеха паровозного депо Томилин. Например, по его предложению в конструкцию башен бронеплощадок были внесены серьёзные изменения, что позволило увеличить скорость поворота в шесть раз.

Именем бронепоезда стал лозунг тех дней —«Смерть фашизму!».  Эти слова железнодорожники написали на бортах бронеплощадок.

«…Вновь выстроенный бронепоезд хорошо оснащён. Он имеет электроосвещение, связь рупорную, телефонную и звонковую, паровое отопление. Для бойцов созданы все удобства, позволяющие делать далёкие выезды для разгрома фашистских банд». («Большевистский транспорт», 31 января 1942 года, В. Викторов «Бронепоезд —Красной Армии»)

Командир бронепоезда Б. А. Текучев говорил: «Наш бронепоезд сделан на совесть. Это подтверждено испытательным обстрелом и обкаткой. Мы получили от строителей бронепоезда — железнодорожников Н-ского узла — наказ: громить без пощады немецких оккупантов! На этот наказ мы ответим делом в первом же бою».

В первый бой бронепоезд вступил под Воронежем. Бронеплощадки выдержали семь прямых попаданий, при этом не было ни одной сквозной пробоины. Команда уцелела, но погибли локомотивная бригада и паровоз. После недельного ремонта в Пензе, он сразу же отправился на фронт.

Известно, что бронепоезд «Смерть фашизму!», построенный пензенскими железнодорожниками, участвовал в боях на Западном, а затем Воронежском фронте. В начале 1943 года следы его теряются. Есть версия, что он погиб в тяжелейших боях под Сталинградом.

Больше материалов и интересных подробностей о работе пензенских инженеров-железнодорожников читайте в работе Анны Рехачевой «Пензенские железнодорожники» по ссылке: http://smert_fashizmu.tilda.ws/

Ранее сообщалось, что проект «Инженеры Победы» представил российскую самолетостроительную корпорацию «МИГ».