Общество

Современный ребенок не терпит дрессуры, – Ольга Гвинджилия

Современное образование подразумевает варианты: так, государственная школа прививает стандартные модели и установки, в то время как центры семейного образования максимально учитывают индивидуальные потребности каждого ребёнка. Такое мнение «Учительской газете» высказала учитель высшей категории, лауреат Премии правительства РФ в области образования и Премии правительства Москвы, почётный работник образования Ольга Гвинджилия.

— Я начинала работать в середине восьмидесятых годов. Школа была совсем иной. Уровень требований к учителям был высоким и спрашивали с нас серьёзно! Сейчас многое устроено принципиально иначе. Но я не могу сказать, что от этого школа стала хуже или лучше. Другое время, другие дети и родители, другие правила… Это можно анализировать, но сложно это оценивать, — заявила Гвинджилия.

Учитель высшей категории рассказала, кто для неё является эталон в профессии: «В моей жизни были две судьбоносные встречи. И именно они помогли мне иначе взглянуть на мою работу. Первая – с Генриеттой Граник. <…> Генриетта Григорьевна и её соавторы первыми заговорили о том, как связаны проблемы понимания текста и обучение. Им удалось показать, что чтение не только работа души и сердца, это и работа ума, это то, что напрямую связано с высшими психическими функциями человека. Зная, как устроен процесс, мы можем его бережно, осторожно и тщательно простраивать. Показателен в этом отношении и наш многолетний опыт использования альтернативной программы по литературному чтению Татьяны Сергеевны Троицкой и Ольги Евгеньевны Петуховой «Литературное чтение». Тексты в ней подбирались и выстраивались таким образом, чтобы их обсуждение на уроке и разговор о них были непрогнозируемыми, чтобы общение на уроке становилось живым и дети не сидели, «отвечая по поднятой руке полным ответом», а пытались мыслить, говорить, чувствовать, ощущать, замечать, наблюдать».

Второй «судьбоносной встречей» для Ольги Гвинджилия оказалась Татьяна Троицкая.

— Да, мы с Татьяной Сергеевной много вместе работали. Как построен стандартный учебник по литературе? Классический текст и к нему вопросы. В программе Троицкой–Петуховой «Дети-читатели» совершенно иное пространство, прежде всего, с точки зрения выбора текстов. Это диктовало другое построение урока. Скажу честно, было очень-очень сложно. С одной стороны, привычную канву урока, где всё прописано, ты не построишь. Ты должен сам уметь читать этот текст и очень живо реагировать на реплики детей, на изменение ситуации на уроке, поддерживать тонкую ниточку живого разговора. И если дети не видят те крючочки, за которые можно зацепиться в тексте, всё равно необходимо повести их за собой. Чтобы работать в таком творческом пространстве, нужно ему соответствовать, а не существовать в шаблоне некого количества программных произведений и из года в год в них вариться. Более того, круг прочитанной литературы должен быть не просто широким, его следует постоянно пополнять», — рассказала почётный работник образования.

По словам учителя, в наше время изменились как сами дети, так и окружающий их мир — «современный ребёнок не терпит дрессуры, тонко чувствует свои границы и не приемлет насилия», появилась как возможность простого домашнего образования, так и формат частного семейного образования.

— Достоинство сегодняшнего мира заключается в наличии вариантов. Так, есть привычное пространство – это государственная школа. Если ты хочешь, чтобы всё было как раньше, то приводишь туда ребёнка и получаешь привычные действия, установки и модели. Противоположный полюс – семейное образование. Родители берут в свои руки руководство процессом и сами обучают ребёнка дома. И совсем другой формат – частное семейное образование, как, например, Центр семейного образования «Гусёнок», где в школьном пространстве образовательная программа наполнена иным содержанием и максимально учитывает индивидуальные потребности каждого ребёнка, где, с одной стороны, есть готовность родителей вкладываться в образование детей и не только деньгами, а с другой – принятие и доверие к происходящему в стенах школы. Например, курс «Литература плюс театр», к которому я имею самое прямое отношение, преподаётся для старших дошкольников и младших школьников только там, — сообщила эксперт.

Рассказала Гвинджилия и о своём сотрудничестве с Центром семейного образования «Гусёнок».

— Однажды мне позвонила директор «Гусёнка» Мария Звягинцева, и сказала, что у них есть курс «Литература плюс театр», который ведёт театральный режиссёр Иван Пачин, и попросила меня с ним встретиться. С Иваном мы стали обсуждать один литературный текст, и оказалось, что у нас диаметрально противоположные взгляды на него. То, что видит Иван, — это взгляд режиссёра, он сразу начинает искать возможности для сценического воплощения. А я вижу тот же текст с точки зрения литературной составляющей, некоего смыслового знания, которое можно открыть, опираясь на слова и на ощущения. Вот так мы с Иваном Пачиным вели разговоры весь прошлый год. И, обсуждая пространство текста, соединяли два разных направления. Я, как учитель и человек, который в классе преподаёт литературу, а Иван — с точки зрения режиссуры. И последующее совмещение разных взглядов дало в итоге совершенно потрясающий эффект и расширило рамки курса «Литература плюс театр». <…> Теперь мы шаг за шагом создаём общее, совершенно новое пространство авторского курса и, что особенно прекрасно, у нас есть возможность наши идеи внедрять и апробировать практически мгновенно и в очень комфортных для исследователя и творца условиях, — отметила Ольга Гвинджилия.

Также лауреат образовательных премий поделилась мыслями и о том, как «вернуть ребёнка к книге».

— Проблемы, связанные с организацией чтения, безусловно, существуют, — продолжила эксперт. — Они активно обсуждаются взрослыми: и родителями, и учителями. И копий по этому поводу сломано тоже немало. Я думаю, есть то, чего категорически нельзя делать – это заставлять детей читать. Чтение должно быть необходимой и желанной потребностью. Чтобы вернуть ребёнка к книге, нужно вернуть книгу ребёнку. Но взрослые, которые сами не читают, не могут вырастить читающего ребёнка. И вопрос заключается в том, есть ли желание и готовность родителей участвовать в становлении читательского интереса ребёнка, а не ждать, что случится чудо или что это сделает кто-то другой. Дети всё равно зеркало родителей, кто бы что ни говорил.