Общество

Российский Красный Крест рассказал о своей деятельности при бедствиях

Российский Красный Крест по своему предназначению имеет вспомогательную роль по отношению к органам государственной власти в области оказания гуманитарной помощи при ЧС. Красный Крест обладает обширными социальными сетями на уровне местных сообществ, что позволяет выявлять людей, наиболее подверженных риску и уязвимых по отношению к бедствиям. Говоря проще, Красный Крест не заменяет собою государственную помощь, но лишь дополняет ее в части заботы о тех пострадавших, кому труднее всего пережить бедствие. Прежде всего это люди имеющие крайне малые доходы: одинокие пенсионеры, инвалиды, многодетные. Им особенно трудно восстанавливаться после бедствия. Еще одна категория, на которую при ЧС обращает внимание Красный Крест — это внутренние и иностранные мигранты. Нередко эти люди вообще остаются вне государственной помощи, поскольку официально их как бы нет.

В 2017 году Российский Красный Крест провел операции помощи в Тюменской, Омской областях и Ставропольском Крае. В рамках этих операций помощь (обычно это постельные принадлежности, продуктовые посылки и гигиенические наборы), а получили около 8 тысяч семей (примерно 18000 человек). Бюджет операции по паводкам 2017 года превысил 15 млн рублей.

В 2018 году Красный Крест помогал пострадавшим от паводка жителям отдаленных районов Алтайского Края, республике Тыва и Волгоградской области. В Алтайском крае РКК оказал помощь 3200 наиболее нуждающимся пострадавшим семьям. В республике Тыва в поселке городского типа Каа-Хем (пригород столицы Тывы) Красный Крест оказал помощь 500 семьям пострадавшим от весеннего паводка. Трагичность ситуации этих людей была в том, что большинство из них перебралось поближе к столице региона из отдаленных районов. И на момент бедствия абсолютное большинство домов этой части поселка не были зарегистрированы и тем более не было зарегистрировано новое место жительства всех этих людей. Местные власти и МЧС как могли помогли этим людям, но их средства в этой части были крайне ограничены и по формальным причинам, и потому, что Тыва это один из самых бедных регионов России. Около тысячи семей получили помощь от Красного Креста в Волгоградской области. Общий бюджет операции помощи по паводкам весны 2018 превысил 20 млн рублей.

Осенью 2018 в Краснодарском Крае произошло еще одно наводнение. В рамках операции помощи Красный Крест оказал помощь 1200 семьям. Бюджет операции превысил 10 млн рублей.

Особый разговор про психосоциальную поддержку пострадавшим, которую традиционно оказывает Красный Крест.

Реальная потребность в такой помощи возникает не только и не столько в первые дни беды. В эти дни обычно на помощь пострадавшим мобилизуются все силы государства. Но после окончания острой фазы начинается достаточно долгий период восстановления, который может занимать многие месяцы. И вот в этот момент государственная экстренная система обеспечения минимальных потребностей пострадавших уже заканчивает свою работу, а обычная еще только восстанавливается и часто не в состоянии. Снижается и общественное внимание к нуждам пострадавших. Это время и является наиболее трудным для тех, кому трудно позаботиться о себе самим. Вот тогда и приходит помощь Красного Креста.

Эта помощь имеет и еще одну важную социальную функцию: не оставить человека один на один с его проблемами. Дать ему понять, что обществу он не безразличен. И это дает ему не только материальную, но и психологическую поддержку. И вот такая психосоциальная поддержка пострадавших это отдельный предмет заботы Российского Красного Креста не только при стихийных бедствиях, но и других чрезвычайных ситуациях, где пострадали люди. Из наиболее известных программ психосоциальной помощи Красного Креста пострадавшим и семьям погибших можно вспомнить и Беслан, и «Хромую лошадь», и Саяно-Шушенскую ГЭС, и «Зимнюю вишню». Везде работали психосоциальные работники Красного Креста. Причем это были не разовые акции, а долговременная работа.

Специалисты знают, что посттравматические стрессовые расстройства могут возникать у пострадавших и через несколько месяцев после трагедии.

Понятно, что работники Красного Креста не в состоянии заменить профессиональную психиатрическую помощь. Задачи Красного Креста другие: помочь людям пережить горе, выявляя по ходу такой работы наиболее трудные случаи. И соответственно помочь им получить специализированную помощь.

Недавно была годовщина трагических событий в Керченском Политехническом колледже. Нужно отметить, что кроме собственно погибших и раненных, непосредственными свидетелями трагедии были свыше 600 учащихся и сотрудников. И все они получили тяжелейшую психотравму. Учитывая членов их семей, а также одноклассников ситуация была тяжелейшая. В операции помощи Красного Креста были заняты почти 30 психо-социальных работников. Психосоциальную поддержку Красный Крест получили почти 3000 человек . Психосоциальная работа Красного Креста это не только облегчение страданий, но иногда в буквальном смысле спасение жизни.

Так, к Керчи склонность к суициду была выявлена в 28 случаях. Эти люди были направлены к профильным специалистам. Всю эту работу Российский Красный Крест ведет в тесном взаимодействии с органами государственной власти, местными властями и в тесном партнерстве с Международной Федерацией, Международным Комитетом Красного Креста и обществами Красного Креста и Красного Полумесяца других стран.

На сегодня Российский Красный Крест продолжает операцию помощи пострадавшим от наводнения в Иркутской области. Поэтому окончательных цифр еще нет. На 1 ноября через Иркутское отделение РКК распределено свыше 300 тонн гуманитарной помощи от одежды и продуктов питания до школьных принадлежностей.

Автор: Раиса Лукутцова, председатель Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест»